salex

Герб города Воронежа

30.10.2009 12:11 — salex
 

За более чем четырехсотлетнюю историю города, символы Воронежа не единожды менялись. Первой эмблемой город-крепость обязан своему отцу-основателю, воеводе С.Ф. Сабурову. Все официальные документы, приказы и распоряжения воевода скреплял своей личной печатью, на которой был изображен герб рода Сабуровых, и со временем, личный символ первого лица города стал ассоциироваться непосредственно как герб города. Он ­представлял из себя изображение пятиугольного щита, разделенного на три части. В верхней трети, в красном поле была отображена серебристая стрела, в нижней левой части, на голубом поле изображена золотая пика, обращенная вверх остриём, в правой же части, на серебряном поле была изображена орлиная лапа, держащая саблю.

Дальнейшее развитие городской символики можно отнести к началу XVIII века, когда в ходе территориально-административной реформы Петра I, Российское государство впервые было поделено на губернии. В ходе огромной работы, проводимой царем-реформатором по упорядочению государственного и местного аппарата, неоднократно уделялось внимание оформлению документов, и в частности вопросам, связанным с созданием и использованием печатей.

В 1722 году была создана Герольдмейстерская канцелярия, а в 1724 году вышел сенатский указ, предписывавший «во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях и провинциях и в городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе». Издание указа явно свидетельствовало о намерении царя обратить внимание на создание городских гербов.

За разработку символов городской власти принимается граф Франциск де Санти. Будучи известным специалистом в области геральдики, он был приглашен из Амстердама в качестве товарища (помощника) герольдмейстера на должность составителя гербов. В своем обращении к Петру I он писал:«Ежели Ваша императорская милость изволит акордовать гербы городов, которые их не имели, то Герольдическая канцелярия поступит в том по законам блазоновьм и по обыкновенным европским употреблениям, то же будет хранено генерально».

За годы своей деятельности в России Франциск де Санти сочинил, исправил и нарисовал по правилам геральдики около сотни гербов. Среди них был и первый символ города Воронежа. В основе герба была положена эмблема, изображенная на знамени Воронежского пехотного полка и использующаяся как неофициальный символ города, ее описание приведено в знаменном гербовнике 1712 года: «Знамя — черное с красным, пересеченное крестом сих же двух цветов с изображением в верхнем углу у древка золотого облака, а под ним — птицы, сидящей на стреляющей пушке». Новый герб описывался в гербовнике 1730 года: «В золотом щите на червленом поле две медные пушки на стенках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая». Такое изображение очень символично. Орел — храбрый воин-победитель. Зеленое поле говорило о тогда уже всем известных плодородных черноземных почвах нашего края. Двуствольная пушка стала прообразом российской славы с 1699 года, когда в Воронеже был основан первый в России литейно-пушечный завод, который отливал медные орудия.

После смерти Петра I возобладавшие феодально-крепостнические и бюрократические тенденции привели к ликвидации даже тех номинальных прав самоуправления, которые умерший император предоставил российским городам. В этих условиях теряла смысл сама постановка вопроса о городском символе. Работа над городскими гербами откладывалась на неопределенное время. Читать далее

История воронежского спорта. Петровский Яхт-клуб.

22.04.2009 15:51 — salex

Организованный спорт в Воронеже, как и во всей стране, начал оформляться к концу ХIХ века через сеть различных любительских клубов. Очагом спорта в Воронеже стал созданный в 1875 году Петровский воронежский Яхт-клуб. Он располагался на острове, образуемом течением реки Воронеж, против древних церквей – Успенской и Иоанна Богослова. Помещением клуба служило здание цейхгауза, построенное в 1697 году при Петре I и предназначенное для хранения корабельных запасов. 

Петровский Яхт-клуб. Конец XIX в.

Цейхауз состоял из пяти залов на втором этаже и стольких же казематов со сводами на первом. Две верхние залы предназначались для танцев, в одной располагалась столовая, в четвертой размещалась бильярдная и карточные столы. Пятая зала была занята мастерской по ремонту и строительству шлюпок. В нижних казематах хранились тяжелые шлюпки, а так же в зимнее время там складировали разобранную пристань и мост. На острове был обустроен парк, разбиты цветники.

Деятельностью клуба руководил комитет во главе с командиром и его заместителем, а чисто спортивную работу осуществлял спортивный совет. Активное участие в деятельности клуба принимали уважаемые горожане — представители высшего слоя воронежского купечества, промышленников и городской администрации , городская интеллигенция. Для вступления в клуб, нужно было уплатить 5 рублей, членские взносы составляли 15 рублей. Члены клуба и члены их семей пользовались правом бесплатного входа в клуб и посещения увеселительных мероприятий, устраиваемых силами клуба.

Петровский Яхт-клуб.

Петровский воронежский Яхт-клуб по тем временам являлся крупной базой речного водного спорта. Он располагал пятью-шестью десятками разного типа лодок, гребных и парусных. Мужчины соревновались на скифах-одиночках, на двойке парной с рулевым, на двухместных полугоночных гичках с подвижными сидениями, на семейных прогулочных шлюпках с распашными вёслами и рулевым и на восьмивёсельных ялах. Для женщин устраивались гонки на гичках или на байдарках. Нередко женщины участвовали в соревнованиях на двухместных гичках в качестве рулевого. Дистанция для гонок в зависимости от типа лодок устанавливалась от одной до двух вёрст, с одним или двумя поворотами. Самым интересным соревнованием, венчающим летний спортивный сезон, были гонки на «Почётный флаг». Победитель гонки получал звание чемпиона города по гребле и до следующей гонки будущего года плавал под двумя флагами: общим яхт-клубским на корме и вторым «Почётным» на носу лодки. В конце ХIХ века прославленным гребцом, неоднократно завоёвывавшим «Почётный флаг», был Василий Васильевич Борисов. Потом, в начале ХХ века, его сменил Павел Витальевич Глушенков. В последние году существования Яхт-клуба не знали себе равных на скифах-одиночках Владимир Иванович Рудаков и Митрофан Иванович Азаров. Изредка устраивались своеобразные лодочные марафоны на дистанции около 40 вёрст: старт давали от Рамони, а финишировали у яхт-клубского моста. В составе, команды были три человека: двое на вёслах, а один на руле, поочерёдно сменявшие друг друга. Читать далее

История воронежской конки

27.02.2009 12:14 — salex

Первым городским видом транспорта в Воронеже смело можно назвать конку, появившуюся в городе в конце XIX века. Ее появлению предшествовали специальные кареты дилижансов и омнибусы на конной тяге, но их громоздкость, направленность на дальние рейсы и отсутствие постоянных рейсовых маршрутов не позволяет говорить о них, как о городском транспорте. Кстати, омнибус по латински означает «для всех» и предполагался для людей, не имеющих возможности воспользоваться индивидуальным транспортом и по праву может называться первым общественным видом транспорта.

Вагоны конки на перекрестке улиц Б. Дворянской и Ново-Московской. Староконная площадь. Воронеж.

Основные же городские пассажироперевозки осуществлялись извозчиками, тогдашним аналогом современного такси. Основным местом их нахождения являлась извозчичья биржа на Староконной площади (часть современной пл. Ленина), где любой житель города, согласно установленной таксе, мог договориться с извозчиком о доставке в любую часть города. Но далеко не все жители могли себе позволить отдельный экипаж, да и извозчики, как вид транспорта, уже не отвечали нуждам города.

Во второй половине 1886 года воронежские предприниматели статский советник инженер Андрей Николаевич Горчаков и кандидат права Леонид Петрович Блюммер предложили городской думе на рассмотрение проект о строительстве в Воронеже конно-железной дороги, или попросту, конки.

Читать далее...