Из переписки В.В. Лемешевского с А.Н. Норцовым

23.04.2008 11:32 — Олег Лёвин

Я остаюсь на вашей фантазии «Сатана»....
(из переписки В.В. Лемешевского с А.Н. Норцовым)

Личность митрополита Мануила (Лемешевского) в последнее время все больше и больше привлекает внимания. Роль его в истории Русской Православной Церкви в XX в. до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными. Материалы, которые хранятся в фондах Государственного архива Тамбовской области (ГАТО), позволяют нам пролить свет на некоторые из них и несколько расширяют наши взгляды на формирование духовного облика Владыки. В архиве сохранились письма студента Виктора Викторовича Лемешевского (будущего митрополита Мануила) к Алексею Николаевичу Норцову, известному краеведу, председателю Тамбовской ученой архивной комиссии.

Норцов, человек во всех отношениях одаренный, был специалистом по генеалогии, писал стихи, прозу, увлекался военной историей, но все эти занятия, как говорится были только его хобби, основное, то что захватывало всю его поэтическую натуру, лежало в области оккультных наук, в коих Алексей Николаевич считался большим знатоком. Он не раз бывал за границей, выступал на оккультных съездах и конгрессах спиритов. Его книги по оккультной мистике: «Символ чаши», «Две главы о чудесном», «Путь солнца» пользовались популярностью и считались хрестоматийными. Именно к Алексею Николаевичу Норцову, обратился осенью 1907 г. студент Санкт-Петербургского университета Виктор Викторович Лемешевский (будущий митрополит Мануил). Обращение это было сперва вполне официальным. Будучи секретарем библиографического кружка Лемешевский просил Норцова выслать для библиотеки кружка по одному экземпляру его сочинений «Представляющих библиографическую ценность». Письмо было написано на бланке со штампом Библиографического кружка при Санкт-Петербургском университете. Датировалось оно 23 октября 1907 г. В конце письма приписка раскрывающая истинную причину его написания: «Для меня, интересующегося и изучающего мистицизм и сродственные ему области знаний, полное собрание Ваших сочинений представило бы двойной интерес».

Об авторской ответственности и восьмой заповеди (реплика по поводу)

11.01.2008 10:07 — Олег Лёвин
Архимандрит Аркадий (Честонов)

Этой осенью в рязанском издательстве «Лето» вышла книга под названием «Свет неугасимый». Посвящена она 100-летию со дня кончины архимандрита Аркадия (Честонова) одного из самых знаменитых настоятелей Вышенской Успенской мужской пустыни, сподвижника и друга святителя Феофана Затворника. Книга неплохо издана, снабжена множеством хороших иллюстраций и в целом производит хорошее впечатление. Взяв ее в руки и пролистав, я стал искать сведения об авторе или авторах этой книги. Но, к моему великому удивлению, удалось лишь выяснить, что книга эта издана по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и под редакцией издательского отдела Рязанской епархии. Т. е. ни владыка Павел, ни издательский отдел авторами этой книги считаться не могут. Кто же он? Просмотрев еще раз начальные страницы книги, мне удалось обнаружить замечательную по своей простоте и наивности фразу: «Эта работа - плод труда нескольких православных авторов, пожелавших остаться неизвестными». По сути, перед нами анонимка и в случае возникновения каких-либо вопросов спрашивать не с кого.

Подобная позиция при написании трудов по церковно-исторической тематике в последнее время становится в среде православных авторов достаточно распространенной. Кто-то в лучшем случае скрывает свое имя за псевдонимом, кто-то за эфемерным «издательским отделом», кто-то указывает чьи-то имена, и просят помолиться за их носителей. Но рязанцы превзошли всех - они вообще убрали всякое авторство. Тенденция эта весьма опасная и нехорошая. Ну, во-первых, потому что подобного рода «писатели» считают, что они якобы проявляют акт высшего смирения, так сказать суперсмирения, отказываясь от своего авторства, что является в корне неверным и извращает православное понимание добродетели смирения как таковой. Почему мы не знаем ни одного анонимного труда того же святителя Феофана Затворника? Или свт. Игнатия Брянчанинова? Неужели все они были не смиренны?

Во-вторых, давайте вспомним слова Евангелия: «Ибо от слов своих оправдишися и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Отсюда, естественно, вытекает идея об авторской ответственности. За каждое слово, которое ты написал, ты лично и должен быть ответственен. Не какая-то там «редакция», «коллектив» или еще кто-либо, а персонально, конкретный автор. Т. е. это не вопрос аскетической практики (борьба с тщеславием), а вопрос профессиональной этики.
Ну и, в - третьих, и, может быть, самое главное, не поставив своего имени (пусть даже псевдоним) писатель, исследователь проявляет, прежде всего, полнейшее пренебрежение к читателю, потому что любая книга это диалог с читателем, а кому интересно разговаривать с неизвестными? Мне, например, нет, что бы они там, эти неизвестные, не написали.

Но открою небольшой секрет: мне известно кто автор этой книги. Не буду называть его имени (коль он пожелал остаться неизвестным) скажу только, что это рязанский журналист, которому было поручено составлять книгу. Все расходы по ее подготовке и изданию финансировал некий бизнесмен из Рязани (могу предположить, что это владелец «Первой земельной компании», копирайт которой, однако, есть в книге).

В мае 2006 г. этот журналист обратился ко мне за помощью в составлении книги. С исследователем из Рязани за два года мы встречались раз семь. Ему была оказана всесторонняя справочная и консультативная помощь, вместе мы обсуждали и отдельные части книги, кроме того, предоставлены электронные копии весьма редких фотографий (общим числом 16). При этом оговаривалось, что в книге обязательно будут даны ссылки на владельцев фотографий и других материалов, использованных в книге. Но в результате к пожеланиям моим автор и издатели остались глухи. Мало того в этом труде вообще нет никаких ссылок. Правда местами упоминается Государственный архив Тамбовской области, но нет ни библиографии, ни подстрочных, ни концевых ссылок. Поймите, ссылки в любой книге необходимы, они придают ей достоверность, без них она превращается в публичный листок никуда не годный и которому никто не будет доверять. Без них все, что вы понаписали не «жизнеописание», а сборник в лучшем случае исторических анекдотов о том о сем. Ссылка еще и некая форма признательности сотрудникам того же Тамбовского архива, краеведческого музея, Пушкинской библиотеки. Неужели вежливость теперь необязательная добродетель для христианина?

Помимо всего прочего, мы выходим на проблему восьмой заповеди, которая гласит «не укради». Как-то в среде издателей в настоящее время достаточно широко толкуют эту заповедь. Особенно в тех случаях, когда она касается так называемой «интеллектуальной собственности». Но факт остается фактом: если ты взял чей-либо материал и не указал, откуда ты его взял (тем более под этим условием тебе его и давали), то такой материал считается краденным.

Лёвин О.Ю., церковный историк

Обгоняя тучи

31.10.2007 16:04 — Олег Лёвин

Сборы

Каждый год юные разведчики из отряда «Скимен» [1] совершают поход в какой-либо район Тамбовской области. Цели у таких походов всегда две: познать себя и познать свой родной край. Без первого невозможно нормальное развитие личности, ее поступательное движение вперед; без второго сложно воспитать в себе подлинную любовь к родине, которая всегда начинается с любви к земле своих отцов и прадедов.

К походу начинаем готовиться еще зимой. Составляем маршрут, собираем максимум информации о тех местах, через которые предстоит пройти. Ближе к весне решаем самую сложную проблему для нас: где взять снаряжение и собрать необходимое количество продуктов. Но, слава Богу, и то и другое, к началу похода разрешилось, за что огромное спасибо иерею Александру Левину, Андрею Беспалову и предпринимателю Михаилу Семенову, который, кстати, никогда не отказывал нам в наших просьбах.

После всех предпоходных треволнений 15 июля 2006 г. в 8.50 утра, с автовокзала «Северный» мы покидаем город и на рейсовом автобусе направляемся к селу Большая Талинка. В походе участвует семь человек: четверо детей и трое взрослых.

Степное село Пушкари

31.10.2007 15:59 — Олег Лёвин

На запад от Тамбова вплоть до Мичуринска расстилаются степи. Некогда, в стародавние времена, покрывал их мягкий ковыль, но со временем все они были распаханы и теперь вдоль дороги Тамбов-Мичуринск видим мы бесконечные поля, засеянные разными злаками. Осваивали эти обширные пространства простые русские крестьяне положившие много труда на то, чтобы «дикое поле» превратилось в цветущие нивы. Селились они по берегам небольших речушек, а иной раз и просто в степи строили свои неказистые хатки. В одно из таких степных сел я и направился в последнюю субботу мая 2006 г. Называлось это село Пушкари.

Долгая (часть III)

31.10.2007 15:05 — Олег Лёвин

Долгая (от «Танка» до «Деревянного магазина»)

Вид Тамбова нач. XX в.Читая отчеты Троицкого братства, невольно обратил внимание на информацию говорящую о том, что кружка для сбора денег находилась и на квартире госпожи Черновой. Эта та самая Мария Федоровна Чернова, которую можно назвать «тамбовским Иовом». Жизнь ее сплошное страдание. Рано лишилась родителей, рано вышла замуж, а после очередных родов приобрела какую-то странную форму почечно-каменной болезни, когда камни периодически выходили из нее как песок, причиняя невообразимые боли. Истратила все свое имение на врачей, а в моршанский пожар 1875 г. лишилась крова и последнего имущества. Затем, потеряв поочередно всех четырех детей она последние 25 лет свой жизни прожила в Тамбове в доме на Студенецкой улице, прикованная к постели (не могла даже сидеть). Как раз в эти годы Мария Федоровна стала очень популярной личностью не только в городе, но и в стране. Перечень тех лиц, которые посещали ее, занял бы не одну страницу среди них великая княгиня Елизавета Федоровна, отец Иоанн Кронштадский, митрополит Владимир (Богоявленский) да и многие другие. Тогдашний правящий Тамбовский архиепископ Кирилл (Смирнов) приходил к ней за советом и за помощью. В чем же тут дело? Чем эта больная женщина привлекала к себе такое огромное количество народа? Все очень просто: она терпеливо (выделено мной) переносила свои страдания, почти как Иов не только не возводя какие-то упреки против Бога, но и беспрерывно благодаря Его. И это несмотря на то, что страдания ее год от года увеличивались, а средства никакие не помогали. В религиозной среде такого рода люди всегда ценились. Кроме того, за свои страдания Мария Федоровна уже при жизни получила награду от Бога – дар молитвы и утешения страждущих, а умерла (в 1916 г.) с твердой уверенностью, что «Бог заботится, чтобы и здесь-то нам кое-что дать, да и туда было бы с чем явиться».[1]