географическое

Так хочется жить!

12.03.2010 18:21 — Александр Данилов

Как бы ни были города похожи друг на друга, как бы близко один от другого не располагались, и даже если основали их примерно в одно и то же время, всё равно они разные. Бывает, общаешься с человеком – и то у него не так, и это - не эдак. Одним словом, ужас, да и только. И столько он начинает на тебя выплёскивать своего внутреннего негатива, что хочется поскорее уйти, а иногда, даже, и убежать.  А бывает, что и сам, пребывая в плаксивом настроении, повстречаешь вдруг человека жизнерадостного, весёлого - и всё-то ему по плечу, всё у него легко и понятно. Пообщаешься с ним и вдруг так нестерпимо захочется Жить! Радостно, созидательно (хотя бы и внутри себя). И, главное, становится ясно, что это вполне реально, это очень-очень доступно. С городами всё примерно так же. Из одного города удрать хочется, ещё поезд на вокзале не остановился. Из другого - чуть не силой увозят, потому что сам, того и гляди, там останешься…

Вот, город Углич, на мой взгляд, и есть тот самый Город, из которого, во-первых,  уезжать не хочется, а, во-вторых, всё же уехав, увозишь с собой чёткое понимание того, что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна.

Но давайте обо всём по порядку…

О времени основания Мучкапа и Коростелево Тамбовской области

21.12.2008 20:52 — svit68

В 2010 году двум населенным пунктам Мучкапского района Тамбовской области исполнится 300 лет.

В начале 18 века земли в нижнем течении реки Ворона начали активно заселяться. Хотя и до этого эти места не были пустынны. Вели здесь промысел «разные отважные люди». Но постоянные поселения начали появляться после основания в 1698 году города-крепости Борисоглебска с двумя слободами: Станичной и Солдатской. Небезопасна была тогда эта земля. В любой момент можно было ждать разбойничего набега «неприятельских людей калмык и воровских казаков». И первыми жителями нашего края становились служилые люди (с семьями): солдаты, казаки, дети боярские, которые занимались крестьянским трудом и одновременно несли военно-сторожевую службу. Уже в 1701 году появились села выше по течению реки Ворона. Это были Чигорак и Богана. В  1710 году уже упоминается деревня Коростелево. «… было в той деревни салдацких тридцать три двора, людей в них мужеска полу от младенца до старости восемьдесят четыре человека», о чем хранится запись в Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАДА, ф.350, оп.1. ед.хр.404). По переписи 1714 года Коростелево еще было деревней. Следующая запись в ревизиях о Коростелеве сохранилась лишь 1748 года, где имеется перепись уже села Коростелево, датированная непосредственно 1745 годам, и проживало там уже 430 душ мужского пола. Церковь святого Николая Чудотворца была соответственно построена с 1714 по 1745 год. Надеюсь, более точную дату открытия церкви, со временем смогу обнаружить в архивах Москвы. Так как пашенные, покосные,  лесные, речные и бортные владения у коростелевских крестьян были по обеим сторонам реки Ворона, то люди вынуждены были начать строить дома и на левом берегу Вороны. Со временем крестьянское общество по каким-то неведомым нам причинам решило разделится на две независимых общества  и оба в первое время с названием  Коростелево.  Возможной причиной послужила  построенная в 1763 году вторая  церковь уже на левом берегу реки Ворона. Со временем одна из  половин села стала называться Коростелево, Мучкап тож, а  в дальнейшем просто село Мучкап. Когда же это древнее село разъединилось на две части? Пока мы можем только указать промежуток между 1768 и 1784 годам. По материалам исследований в Архиве Консистории (сейчас находится в фондах Государственного архива Тамбовской области)  П. Благонадеждин в своей книге «Село Мучкап» сообщает, что за 1768 год упоминается только одно село Коростелево с Никольской церквью с приходом в 170 дворов и с «двумя попами: Феофилакт Михайлов и Кирилл Петров».

А уже в 1784 году имеются уже две разные ревизские сказки. По описи архива Консистории под  №19 значится при Николаевской церкви села Коростелева (Мучкап тож) дворов только 140 и один поп Кирилл Петров, а под № 20 при Никольской Церкви села Коростелева 92 двора и один поп Евтихий Ефремов.  Возможно это произошло и не позже 1782 года. Ведь по материалам межевания Тамбовской губернии, которое проходило с 1782 по 1797 год имеется следующее описание:
- дача межевания №14, «селы Коростелево и Мучкап с выделенными из оных селениев для прогону скота пятью хуторами владения однадворцев», положения имеют: «Коростелево на правой стороне реки Вороны, церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; Мучкап оврага Березова на правой, а безымянного отвершка на левой сторонах, на коем пруд. Церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, хутора: первой, второй, и третей – на правой стороне речьки Альшанки, четвертой по обе стороны безымянного отвершка, пятой речки Подгорной на правой стороне, в даче на реке Вороне мучная мельница о четырех поставах с толчеею; земля чернозем и солонцоватая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, однадворцы на положенном окладе».  В селе Коростелево число дворов 79, по ревизии душ мужского пола 215, женского 220; в селе Мучкап число дворов 130, по ревизии душ мужского пола 374, женского пола 389. Всего в селах Коростелево и Мучкап мужского пола 589, женского 609 ( к сожалению у П.Благонадеждина в его книге эти данные по Мучкапу  не правильные – дворов 130, мужского пола 624, женского 389)

До настоящего времени в справочной и исторической литературе о дате основания Мучкапа ( в настоящее время Мучкапский) или не пишется просто или сообщаются совершенно абсурдные даты. Например в Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году пишется: «Мучкапский, пгт (с 1950), адм. центр Мучкапского р-на. Возник не позднее 1811 (дата постройки первой церкви) как однодворческое село.». Ну а в книге Н.В.Муравьева «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» о дате возникновения  Мучкапа вообще не упоминается ни слова, а современное название села Коростелево просто не правильно написано – Корыстелево, и первое упоминании датируется 1714 годом. Думаю настало время восстановить историческую несправедливость.  На основании изложенного мной выше я утверждаю: В 2010 году селу Коростелево и р.п. Мучкапский исполняется 300 лет!

Помолодевший старый парк

24.09.2008 15:21 — Андрей Юрьевич ...

У каждого человека с определённым местом в городе связаны свои неповторимые впечатления. Мичуринскому парку культуры и отдыха 8 июля 2002 года исполняется 155 лет.

Для меня в детстве этот парк ассоциировался с красивыми цветами и многими аттракционами, например, автодромом, каруселями и совершенно необычным, большущим колесом обозрения. Когда я повзрослел, то бегал в зал игровых автоматов, где можно было за 15 копеек поиграть в «Морской бой» или «Автомобильные гонки». Мне запомнились «Проводы весны», проводимые ПКиО в предверии 8 марта. Я всегда ждал этого праздника, хотя бы из-за того, чтобы посмотреть как сжигают соломенную бабу.

А как зарождался городской парк? В Российском государственном историческом архиве в фонде 1287 хранятся документы о его зарождении. Например, 25 мая 1846 года гражданский губернатор г. Тамбова доносит министру внутренних дел: «Козловский городничий донёс мне, что по неимению в городе Козлове общественного гулянья, он обращался к тамошним многим жителям с предложением о заведении общественного сада, которое они единодушно и с готовностью приняли, а многие дворяне изъявили согласие на первоначальное озеленение оного, дать разного рода цветы и деревья и, что по мнению его самое удобное и приличное место к устройству оного заведения есть соборная площадь /нынешняя площадь им. Мичурина - А.О./...» /РГИА ф. 1287, оп. 39, д. 301, л. 1-2.

Об истории создания парка культуры и отдыха города Мичуринска Тамбовской области

24.09.2008 15:14 — Андрей Юрьевич ...
У каждого человека с определённым местом в городе связаны свои неповторимые впечатления. Мичуринскому парку культуры и отдыха 8 июля 2002 года исполняется 155 лет.

Для меня в детстве этот парк ассоциировался с красивыми цветами и многими аттракционами, например, автодромом, каруселями и совершенно необычным, большущим колесом обозрения. Когда я повзрослел, то бегал в зал игровых автоматов, где можно было за 15 копеек поиграть в «Морской бой» или «Автомобильные гонки». Мне запомнились «Проводы весны», проводимые ПКиО в предверии 8 марта. Я всегда ждал этого праздника, хотя бы из-за того, чтобы посмотреть, как сжигают соломенную бабу.

А как зарождался городской парк? В Российском государственном историческом архиве в фонде 1287 хранятся документы о его зарождении. Например, 25 мая 1846 года гражданский губернатор г. Тамбова доносит министру внутренних дел: «Козловский городничий донёс мне, что по неимению в городе Козлове общественного гулянья, он обращался к тамошним многим жителям с предложением о заведении общественного сада, которое они единодушно и с готовностью приняли, а многие дворяне изъявили согласие на первоначальное озеленение оного, дать разного рода цветы и деревья и что по мнению его самое удобное и приличное место к устройству оного заведения есть соборная площадь /нынешняя площадь им. Мичурина - А.О./...» /1/.

Тезиковская

31.10.2007 16:06 — Олег Лёвин

Тезиковская, 40-е гг.

Пятьдесят процентов территории города Тамбова застроено частными домами: деревянными и каменными, разной формы и размеров. Пока многоэтажные монолиты все еще островки посреди этого моря частных домов. Они заполоняют все и они повсюду. Судите сами: от стадиона «Динамо» (и за «Динамо) вплоть до ул. Интернациональной, далее за Студенцом, стихия частных домов разлита почти по всему Ленинскому, Советскому и Октябрьскому районам, а прерывается только многоэтажными гигантами улиц Магистральной и Рылеева.

Пожалуй, самая старая часть расположена в районе, между стадионом «Динамо» (старое название Инвалидный луг) и ул. Максима Горького (Араповская). Этот район осваивался еще в XVIII в. и являл собой новое лицо города, так как застраивался в соответствии с генеральным планом. Все улицы здесь вытянулись от набережной канала реки Цны почти по прямой и все они должны были заканчиваться уже за валом и рвом, возведенном в том же XVIII в.

Обгоняя тучи

31.10.2007 16:04 — Олег Лёвин

Сборы

Каждый год юные разведчики из отряда «Скимен» [1] совершают поход в какой-либо район Тамбовской области. Цели у таких походов всегда две: познать себя и познать свой родной край. Без первого невозможно нормальное развитие личности, ее поступательное движение вперед; без второго сложно воспитать в себе подлинную любовь к родине, которая всегда начинается с любви к земле своих отцов и прадедов.

К походу начинаем готовиться еще зимой. Составляем маршрут, собираем максимум информации о тех местах, через которые предстоит пройти. Ближе к весне решаем самую сложную проблему для нас: где взять снаряжение и собрать необходимое количество продуктов. Но, слава Богу, и то и другое, к началу похода разрешилось, за что огромное спасибо иерею Александру Левину, Андрею Беспалову и предпринимателю Михаилу Семенову, который, кстати, никогда не отказывал нам в наших просьбах.

После всех предпоходных треволнений 15 июля 2006 г. в 8.50 утра, с автовокзала «Северный» мы покидаем город и на рейсовом автобусе направляемся к селу Большая Талинка. В походе участвует семь человек: четверо детей и трое взрослых.

Степное село Пушкари

31.10.2007 15:59 — Олег Лёвин

На запад от Тамбова вплоть до Мичуринска расстилаются степи. Некогда, в стародавние времена, покрывал их мягкий ковыль, но со временем все они были распаханы и теперь вдоль дороги Тамбов-Мичуринск видим мы бесконечные поля, засеянные разными злаками. Осваивали эти обширные пространства простые русские крестьяне положившие много труда на то, чтобы «дикое поле» превратилось в цветущие нивы. Селились они по берегам небольших речушек, а иной раз и просто в степи строили свои неказистые хатки. В одно из таких степных сел я и направился в последнюю субботу мая 2006 г. Называлось это село Пушкари.

Трегуляй

31.10.2007 15:36 — Олег Лёвин

Чугунный мост через р. ЦнуЕсть места в окрестностях Тамбова, которые связаны с ним какими-то невидимыми нитями, хотя порой и расположены они в нескольких километрах от города. Одна из таких нитей – это дачи. Наступает весна и после зимней спячки тянутся люди в Пригородный лес, Липунцы, в район парка «Дружбы» или за Кривой мост. Трегуляевские дачи Здесь находятся дачные домики, земельные участки и многие тамбовцы почти все лето, вплоть до глубокой осень проводят на них все свое свободное время. Для кого-то это необходимость, для кого-то просто отдых. Но есть место, куда приходят или приезжают порой без всякой цели, просто потому что здесь хорошо и что-то сюда тянет. Место это называется Трегуляй.

Долгая (часть III)

31.10.2007 15:05 — Олег Лёвин

Долгая (от «Танка» до «Деревянного магазина»)

Вид Тамбова нач. XX в.Читая отчеты Троицкого братства, невольно обратил внимание на информацию говорящую о том, что кружка для сбора денег находилась и на квартире госпожи Черновой. Эта та самая Мария Федоровна Чернова, которую можно назвать «тамбовским Иовом». Жизнь ее сплошное страдание. Рано лишилась родителей, рано вышла замуж, а после очередных родов приобрела какую-то странную форму почечно-каменной болезни, когда камни периодически выходили из нее как песок, причиняя невообразимые боли. Истратила все свое имение на врачей, а в моршанский пожар 1875 г. лишилась крова и последнего имущества. Затем, потеряв поочередно всех четырех детей она последние 25 лет свой жизни прожила в Тамбове в доме на Студенецкой улице, прикованная к постели (не могла даже сидеть). Как раз в эти годы Мария Федоровна стала очень популярной личностью не только в городе, но и в стране. Перечень тех лиц, которые посещали ее, занял бы не одну страницу среди них великая княгиня Елизавета Федоровна, отец Иоанн Кронштадский, митрополит Владимир (Богоявленский) да и многие другие. Тогдашний правящий Тамбовский архиепископ Кирилл (Смирнов) приходил к ней за советом и за помощью. В чем же тут дело? Чем эта больная женщина привлекала к себе такое огромное количество народа? Все очень просто: она терпеливо (выделено мной) переносила свои страдания, почти как Иов не только не возводя какие-то упреки против Бога, но и беспрерывно благодаря Его. И это несмотря на то, что страдания ее год от года увеличивались, а средства никакие не помогали. В религиозной среде такого рода люди всегда ценились. Кроме того, за свои страдания Мария Федоровна уже при жизни получила награду от Бога – дар молитвы и утешения страждущих, а умерла (в 1916 г.) с твердой уверенностью, что «Бог заботится, чтобы и здесь-то нам кое-что дать, да и туда было бы с чем явиться».[1]