Литературные путешествия

02.11.2009 00:36 — persinai
Анатолий ПЕРСИН

Владимирскими проселками Владимира Солоухина

Судьба послала мне две встречи с писателем Владимиров Алексеевичем Солоухиным. Незадолго до его смерти в ЦДЛ открылась выставка какого-то художника. На нее меня пригласил мой друг Петр Кобликов. Там среди других писателей был и Владимир Солоухин. А за долго до этого дня у меня была первая встреча с писателем, причем в достаточно неординарной ситуации. В начале 1970-х гг. я служил в армии. Часть наша находилась недалеко от старинного подмосковного города Звенигорода. В один из воскресных дней нам армейское начальство объявило, что в клубе части будет встреча с писателем. Каково же было мое удивление, перешедшее в радость, когда вскоре я увидел там самого Солоухина. Лучшего подарка мне, тогда молодому солдату, и придумать было нельзя. Жалею, что не записал подробно об этой встрече в свой армейский блокнот, который, тщательно оберегая, я носил в сапоге. Тогда я услышал характерный окающий говор Солоухина, уроженца Владимирщины. После его небольшого выступления наступило время вопросов. Я набрался смелости и спросил гостя о его любимом поэте. Оказалось, что таковым является Александр Блок.

За книгами Солоухина я охотился ещё до армии. Напомню, 1960-1970-е годы - время безумного книжного дефицита и книги Солоухина были в числе чрезвычайно востребованных. Прочитав “Владимирские проселки”, “Каплю росы”, рассказы и очерки писателя, я его полюбил и понял, что это не просто настоящая литература, но, что это и мой писатель. До сих пор сожалею, что у меня нет своего экземпляра “Владимирских проселков” - всё не удается приобрести. Пока пользуюсь книгой одной знакомой женщины. Очень близким мне по духу оказался жанр литературного путешествия в исполнении Солоухина. Даже первый вариант книги (основательно пораженный купюрами) явился цельным и проникновенным рассказом о жизни российской глубинки 1950-х годов. Уверен, эта книга должна быть прочитана каждым человеком, кому дорога судьба России, ее история.
Путешествия я полюбил с юности. После прочтения “Владимирских просёлков” мною овладела мечта если не повторить маршрут, то хотя бы побывать в местах, так любовно, с большой достоверностью описанных тогда ещё молодым писателем. А было ему в ту пору тридцать с небольшим.
Общаясь с владимирцами, я время от времени интересовался, их - есть ли туристский маршрут, повторяющий путешествие писателя, имеются ли исследователи-краеведы, прошедшие или желающие пройти его путем по Владимирской земле. Знакомство с проселками все откладывалось. И вот наступил нынешний 2004 год - год 80-летия Владимира Солоухина. Откладывать дальше было некуда. Тем более хотелось побывать на его малой Родине в селе Оленине, где в последние годы 14 июня в день рождения писателя проводится праздник. В дальнейшем в осуществлении этой затеи мне очень помогли владимирские краеведы из областного центра детского туризма.
Задолго до предстоящего путешествия я начал готовиться. Перечитал внимательно “Владимирские проселки”, по дням выписал маршрут, составил перечень упомянутых Солоухиным географических названий, куда вошли села и деревни, реки и озера, лесные массивы. Выписки уместились на четырех страницах компьютерного текста. Изучил карту - более подробную, двухкилометровку в отличие от пятикилометровки, которой пользовался Солоухин. Мои записи все пополнялись и пополнялись. Материал разрастался, возникали вопросы. Хотелось побывать на реке Киржач, увидеть “водную артерию” Шеридарь, “речушку с красивым названием Вольга”, озеро Кщара.. .Хотелось взглянуть на места, описанные в книге, спустя без малого полвека, поговорить с живущими там людьми. Путешествия такого рода интересны вдвойне. Ведь в этом случае ты видишь мир не только своими собственными глазами, но еще и глазами замечательного писателя. Как там сейчас? Что осталось, а что изменилось с тех давних пор? Замечу сразу - мои заметки основаны не на точном повторении путешествия писателя в 1956 году. У нас для путешествия не было сорока дней (число-то какое символическое!). Наше длилось всего неделю. Все же главная цель нынешнего странствия - село Олепино, участие в юбилейных торжествах, связанных с 80-летним юбилеем Владимира Солоухина. Путешествие и без того короткое пролетело стремительно. Тем не менее, кое-что удалось увидеть. Обо всем этом и хочется рассказать в этих заметках...
Прежде хочу поделиться тревожными размышлениями. Как-то незаметно забываются у нас достойные люди. Кто-то не знает их по собственному неразумению, а кто-то по прямому умыслу. В связи с юбилеем Солоухина просматривал многие издания. Проигнорировали юбилей газета “Культура”, литературное приложение к “Независимой газете” “ЕL”. Интересное, ранее неопубликованное интервью, напечатала накануне юбилея “Литературная газета”. Не удалось найти книг Солоухина ни в Москве, ни во Владимире. В киосках последнего в дни юбилея не удалось найти ничего, посвященного писателю, кто-то из его земляков даже не слышал такого имени. Слышал мнение, что его книги будут не востребованы современными читателями. Очень и очень сомневаюсь. На этой несколько грустной ноте перейду к самому путешествию, которое началось в июне 2004 г. за несколько дней до дня рождения Владимира Солоухина. Напомню, книга “Владимирские проселки” делится на своеобразные главки в точном соответствии с днями его путешествия. Будем для удобства ориентироваться на них...
Итак, “День первый”. Читаем у Солоухина: “Путешествие это началось 7 июня 1956 года, в полдень, от деревянного моста через реку Киржач, коя служит в этом месте границей между областями Московской и Владимирской. А дело было так…” Прервем Солоухина и перенесемся в наше время. Итак, 11 июня 2004 г. когда автор этих заметок стоял на мосту через живописную речку Киржач, которая, как и тогда полвека назад протекает в подмосковных лесах. Река, окрестный лес сохранились, а вот мост уже не тот. Нынешний бетонный мощно парит на большой высоте, невольно делая реку немного меньше. Я спустился на правый берег, заглянул под мост и обнаружил под ним торчащие из воды обрубки старых свай. Писатель разглядел у воды “бревенчатые обшарпанные быки”. В отличие от Солоухина, поспешившего по левому противоположному берегу вверх по течению реки Киржач, мы обследовали местность вблизи моста со стороны Владимирской области, то есть на левом берегу. Чуть в стороне от реки открылись постройки ресторана “Сказка”. Просторная асфальтовая площадка, предназначенная для стоянки автобусов, пустовала. Когда-то, сказали мне местные жители, здесь можно было застать десятки автобусов, которые направлялись в глубину Владимирщины. Так много было желающих познакомиться с ее достопримечательности. “Золотое кольцо” пользовалось неизменным успехом у туристов, как отечественных, так и зарубежных. Перед стоянкой, ближе к реке, натыкаемся на сгоревшие остатки легких конструкций летних увеселительных заведений. Сожжены в результате какой-то разборки, подсказали мне местные. Рядом в деревянном доме с вывесками “Туалет” и “Сувениры” обнаружил изделия народных промыслов, предназначенные преимущественно для иностранных туристов. Купил на память маленькую расписную деревянную ложечку за 20 рублей.
Путь Солоухина отсюда лежал в северо-западном направлении, вглубь Владимирщины. В первые дни своего путешествия писатель окрестности Введенского озера с бывшими владениями Ивана Николаевича Шелехова (“ба-гатый был человек”), село Воскресенское, где “из-за деревьев выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей”, село Жары, в котором бдительные жители спросили у писателя: “Как путешествуете? Зачем? Кто послал? Чего в тетрадь записываете?”. В селе Караваево Солоухин бродил по кладбищу с фамильными склепами Апраксиных. В Кольчугино на вопрос “Куда девается кислота?” (отработанное сырье местного завода “Электрокабель”) был получен бесхитростный ответ: “В Пекшу” (река).
На десятый день, путешествуя пешком и на попутках, используя в случае надобности административный ресурс - этому помогало редакционное удостоверение авторитетнейшего тогда журнала “Огонёк”, Солоухин по старинной стромынской дороге попадает в город Юрьев-Польский. Проследуем за ним и мы.И тогда и сейчас редкого из путешественников не могли не поразить “белые церковки Юрьева”, заложенного еще в XII веке Юрием Долгоруким. Знаменитые, хорошо сохранившиеся торговые ряды... В плачевном состоянии писателю предстала гордость города - церковь во имя Святого Георгия: “разваливается”. Сейчас, в начале XXI века, мы увидели отреставрированный, можно даже сказать, нарядный собор – приземистый, с замечательной лепниной по всем наружным стенам. К нашей экскурсионной группе присоединилась пестрая толпа велотуристов, которые чуть раньше живо обсуждали свой дальнейший маршрут. По хорошо сохранившемуся крепостному валу обходим древнюю часть города, заглядываем сверху вниз на содержимое. А внизу деревянные домики, покосившиеся заборы вокруг ухоженных огородов с непривычно чёрной землей. На одном из домов заметил табличку “Завалье”. Чуть позднее открылись храмы, среди которых выделялся шедевр древнего зодчества – Георгиевская деревянная церковь, перевезенная сюда из села Егорье. Осматриваем новый памятник основателю Москвы и Юрьев-Польского, прогуливяемся по небольшим улочкам города.
День четырнадцатый. Смотрю свои выписки из Солоухина: Упоминаются река Колокша. Село Варварино, которым владели декабрист М.И. Митьков, приятель А. С. Пушкина, зять Ф.И. Тютчева. Здесь же отбывал ссылку писатель 
И.С. Аксаков. Прославил село отдыхавший здесь И.Е. Репин. Он написал чудесную картину “Вид села Варварино”. Под моросящим дождем с репродукцией в руках пытаемся определить место, откуда художник писал картину. Оно где-то внизу, за рекой. Сохранились сельские дома, а вот церковь Варвары давно разрушена. Ее не было уже при Солоухине. На месте, где она находилась, установлен деревянный крест. Зато можно осмотреть деревянный усадебный дом. Ходим вокруг него, заглядываем внутрь. Следы ремонта соседствуют с некоторой запущенностью, незавершенностью. Настежь открыто окно... Внутри пусто, строительные леса, ряды банок, похоже с красками.
- Растаскивают здесь все, ломают, - грустно рассказывает местная жительница, женщина средних лет. Из ее слов узнали, что восстановлением усадьбы занялась какая-то приезжая состоятельная дама. Но в чём-то она не сговорилась с местными властями. Кажется, что они не выполнили ранее оговоренные условия. В итоге все остановилось, и дом стоит, словно недолеченный больной, брошенный на произвол судьбы. Рядом - полуразвалившийся кирпичный флигель. Чуть поодаль - каскадные усадебные пруды... Мог бы получиться интересный усадебный музей. Но сколько средств ещё следовало бы вложить...А их, похоже, нет.
На двенадцатый день пути Солоухин попадает в село “с ласковым женским именем Сима”. Знаменитое некогда имение, в котором умер от ран герой Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион. В то время усадьбой владел его дальний родственник князь Б.А. Голицын, начальник Владимирского ополчения. “Два этажа по 15 окон - вот и весь фасад” - таким увидел дом Солоухин. Известна печальная эпопея с перезахоронениями Багратиона. Сначала его прах через 27 лет после смерти, был перевезен в центр Бородинского поля к Главному монументу. В годы советской власти могилу разрушили после взрыва памятника (властям он очень напоминал храм). И вновь возрождение уже в конце XX века. Но вернемся к дому. При Солоухине в нем размещался учебный комбинат системы Главспирта. В силу секретности или по каким-то иным причинам писателя сначала туда не пустили. Нас же по дому, в котором с 1963 года соседствуют Дом культуры и библиотека, водила хозяйка книжного собрания Валентина Ивановна Кутырина. На первом этаже у входа на фоне потрепанных временем стен нас встретил массивный бюст Багратиона. Попал сюда из Грузии. На втором - скромная самодеятельная музейная экспозиция. На стенах копии документов, фотографий, приколотые булавками к матерчатой основе. “Это и не музей вовсе” - бросил кто-то негромко обидные слова.
Осматриваем старинный парк, вековые дубы. Идем по селу, переходим по деревянному мосту речку Симу. Вверх ведет улица с остатками достаточно хорошо сохранившейся старинной мостовой. Справа - Свято-Даниловский храм. Рядом с ним место первого захоронения полководца. Кстати, ускорило смерть полководца известие о сдаче Москвы французам.
Интересная деталь современного быта села. В местной закусочной под названием “Пельменная” мы пообедали всего за 23 рубля. Я заглянул в меню: “котлета Каргопольская – 3 рубля, шницель – 14 рублей”.
В семи верстах от Симы село Вески с остатками мощных земляных валов, напоминающих о былой славе здешнего городка. Взбираемся на валы по крутой тропе и вскоре нам открывается широкая панорама местности. Вдали, на просторе, за редкими кустами место исторической битвы наших далеких предков – знаменитое Липецкое поле. В той межусобной брани полегло немало людей – суздальцев, муромцев, новгородцев. Солоухину рассказали о случайной находке здесь шлема, принадлежавшего якобы самому князю Ярославу. Позднее шлем занял достойное место в экспозиции Оружейной палаты московского Кремля. Заинтригованный рассказом о находке, Солоухин ходил по кустам: “не блеснет ли что? Но такая удача дважды не случается”.
В пятнадцатый день путешествия Солоухина словно награда за неутомимость – встреча с родниками у истоков реки Ворщи:”пили родниковую воду и умывались почти благоговейно”. Здесь он замечает: “Ничто не влияет так сильно и так решительно на формирование детской психологии, как река, протекающая поблизости.”
Пропустим пока село Алепино, пребыванию в котором писатель отвел дни с 17 по 22. “Село Алепино, его люди и окрестности могут составить для меня предмет отдельной книги, которую я когда-нибудь обязательно напишу”. Такой книгой стала позднее лирическая повесть “Капля росы”.
На двадцать пятый день путешествия Солоухина приходится село Небылое. Вот и мы в нем. Оно словно сползает к большому рукотворному озеру, за которым простирается уходящий вверх обширный лесной массив – Андреевский лес. За ним село Невежино, издавна знаменитое своей рябиной. Солоухин подробно рассказал историю чудесной местной ягоды, которую для изготовления настоек скупил на корню известный виноторговец Смирнов. В Небылом мы посетили возрождающийся Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь. В 1950-х годах он был в полном запустении. О жизни монастыря достаточно подробно написано в журнале Московской епархии № 7 за 2002 год.
А в старину село славилось своими пастухами. Они уходили на заработки в соседние области. Нередко там находили себе жен. Отсюда родилось выражение – “привел на кнуте”. Сейчас село практически нежилое. Дома занимают дачники. Если не считать достаточно сильной армянской диаспоры, представители которой активно строят здесь дома. Нам показали небольшой старый сельский дом, в котором во время солоухинского путешествия располагался дом колхозника. В нем писатель хотел остановиться на ночлег. В Небылом, кстати, бывал знаменитый киноактер Г. Вицын. В те времена здесь жила его тетя. Отец актера – родом отсюда. Взрослым уехал в Москву на заработки.
Далее мы пропускаем дни пребывания в Суздале с рассказом о замечательном реставраторе Алексее Дмитриевиче Бурганове, деревню Негодяиху, позднее переименованную во Львово, многие другие деревушки, речки, озера. Несколько дней писатель провел в знаменитом на весь мир поселке Мстера. А закончилось путешествие на сороковой день на озере Кщара. Возможно, этих местах мне удастся побывать в другой раз.
Апофеозом нашего путешествия было село Алепино, родина Владимира Алексеевича Солоухина. Здесь 14 июня 2004 года в день рождения писателя состоялся праздник. Если говорить откровенно, то у меня ко всем подобным праздникам отношение двойственное. С одной стороны, на них стремишься, желая очутиться в самой гуще событий, увидеть и услышать много интересных людей. Это одна сторона медали – положительная. С другой же стороны, все это связано с излишней суетой, непременной для нас показухой, ненужным мельтешением. Все это в итоге отвлекает, не давая возможности сосредоточиться на главном. Трудно сосредоточиться в шумной толпе. Удался ли этот праздник? Не могу сказать определенно. Было много выступлений на улице рядом с домом писателя. Я ждал продажи книг, научных сборников. И все же приобрел одну очень интересную книгу племянницы В. Солоухина Валентины Викторовны Солоухиной “Капля памяти”, посвященную родственникам писателя. Я увидел родной дом писателя, выделяющийся своей основательностью среди соседних домов. Низ - каменный, верх – деревянный. Из сада показали открытое окно на втором этаже – там был кабинет Солоухина. Внутрь, к сожалению, не пускали. В доме живут. У стены дома как-то сиротливо стояла молодая щупленькая девушка. Сказали, что внучка. Из выступавших на празднике запомнился друг Солоухина поэт С. Шуртаков. Пожилой, сухощавый человек. Познакомил их в первый послевоенный год литературный институт. Сидели рядом, койки в общежитии тоже рядом. Семен Иванович с гордостью показал на высокие деревья у дома – ель и березу. Это он посадил их здесь много-много лет назад. А теперь вымахали выше крыши.
На празднике выступали земляки писателя, школьники, представители местной власти, читали его стихи… В какой-то момент все потянулись в сторону сельского кладбища на панихиду. По свежеасфальтированной дороге людской поток привел к ближайшему лесу, среди деревьев которого нашли покой здешние жители. Едва ли не половина села носит фамилию Солоухины. У могилы писателя близкие родственники – жена, дочери, внучка… Кто-то рядом рассказывает о Солоухине местному репортеру, тихо разговаривают.
Нас ждет автобус. Оставшееся время провожу на знаменитых Олепинских прудах, в глади вод которых отражается сельский храм Покрова Пресвятой Богородицы. В нем крестились в разные времена все Солоухины. Он совсем близко от дома Солоухиных. Музея в селе пока нет. Попытки предпринимались, но безуспешно. Говорят, никак не удается получить согласие родственников писателя на организацию хотя бы мемориальной комнаты. В этом случае была бы обеспечена охрана дому. Небольшую экспозицию удалось увидеть позднее в музейно-выставочном центре истории и краеведения в поселке Ставрово. В мемориальной комнате представлены вещи В.А. Солоухина, книги, многочисленные фотографии. На них Солоухин с А.И. Солженицыным в Вермонте, на творческом вечере в Доме писателя им. В.В. Маяковского в Ленинграде, роман-газета за 1958 г. с первой публикацией “Владимирских проселков”. На столе писателя мне запомнился конверт с письмом: Солоухину, Москва, ул. Красноармейская…
Вот и закончилось путешествие к русскому писателю Владимиру Алексеевичу Солоухину. Будем помнить и будем читать…


Владимир-Москва, июнь-октябрь 2004 г.

Комментарии

  1. 20.11.2009 12:40 — ВАВИЛОВ Михаил Константинович

    С кануном архистратига Михаила и сил Небесных ! Крайне интересуюсь, есть ли приход в с. Олепино и настоятель. Вообще, какова судьба храма на Родине Владимира Алексеевича ?

  2. 13.02.2010 22:39 — persinai

    Как сказали мне владимирцы, храм находится в состоянии восстановления. Но работы ведутся, кажется, не очень активно. Служба ведется, но не регулярно. Анатолий

  3. 07.03.2010 17:21 — Анатолий

    Очень хорошее дело - повторить солоухинское путешествие 1956 года, пускай и в сокращённом виде. Эти "лирические повести" - это и у меня две самых любимых книжки, и я тоже как-нибудь в ближайшие годы собираюсь пройти тем же маршрутом. Если другие поклонники творчества пожелают идти совместно, буду рад. :-)

  4. Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.