Ракитянка

В авангарде российского мостостроения

21.05.2008 14:50 — Валерий Акимов

Реки разъединяют людей, а мосты их связывают. Рек в Тамбовской губернии было немало. И хотя больших судоходных на её территории не протекало, общее число рек, речек и ручьев на рубеже XIX-ХХ веков здесь достигало полутора тысяч. Однако, с мостами и дорогами, как всегда, была беда: при большой протяжённости дорог, качество большинства из них оставляло желать лучшего. Поездки в то время были утомительны и отнимали много времени. Весенняя или осенняя распутица ещё больше усугубляли положение, сухие овражки наполнялись водой, грунтовые чернозёмные дороги «раскисали» и местами становились непролазными. А, судя по документам, «сплошных дорог с каменною одеждою» в губернии не было вообще1. Местных каменных материалов, пригодных для создания мостовых, в крае не добывали, и мощение или «шоссирование» дорог обходилось крайне дорого. Попытки привести дороги в более-менее приличное состояние властями, конечно же, предпринимались, однако, этих мер было явно недостаточно. Кроме того, требовали постоянного ремонта бревенчатые мосты и переправы, ежегодно разрушаемые весенним половодьем. Проложенная в конце XIX века через Лебедянский уезд железная дорога смогла частично решить транспортную проблему, однако, для большинства населения главными транспортными путями по-прежнему оставались обычные дороги.

 

Заметным вкладом в дело улучшения грунтовых дорог должен был стать «Высочайше утвержденный 1 июня 1895 года Закон о дорожном капитале», который регламентировал расходы земств на дорожную повинность. Ведь именно в обязанности земских учреждений вменялось устройство и содержание дорог, мостов и переправ. Собирая дорожный налог, земства ежегодно пускали полученные средства на ремонт имевшихся сооружений - немногочисленных мостовых и ветхих деревянных мостов, ремонт которых обходился всё дороже. Лебедянский уезд не был исключением.