300-летнее течение времени...

31.10.2007 11:33 — Ростислав Просветов

К 300-летию села Калаис

В не такие уж далекие времена по сравнению с общих ходом человеческой истории, можно даже сказать совсем недавно, около семи поколений назад, люди на Руси были крепче и монолитнее, цельнее и отважнее. В немалой степени этому способствовали окружающий их природный ландшафт и природная стихия. Не позволяла эта стихия нежиться в суровых условиях времени. Без конца и без края по ту сторону реки Вороны раскинулась бездонная степь с летними травами и ковылем, с белым безмолвием зимой, с грозной опасностью, исходившей от незваных гостей, вырастающих вдруг из степи вместе со знойным степным ветром.

За рекой нельзя было встретить ни одного деревца. Трудно и тяжело было зацепиться за что-либо, встать и укорениться на этой земле. Одни степняки безошибочно определяли направления и пути передвижений в своей стихии, выплескиваясь на русские земли, принося с собой разрушения и унося легкую добычу. Перед этой бескрайней стихией выросло Русское государство. И по мере его укрепления, затихало степное море, становилось спокойнее и тише. В этом спокойствии уравновешивались силы, смазывались резкие границы степи и леса, смешивались народы.

В начале XVIII столетия по указу Петра I прибывают сюда русские люди. Они сплавляют лес по реке Вороне и Воронежу к южным судоверфям; при впадении реки Пурсовки в Ворону строят железоделательный завод, получивший почему-то название Красинский. Переселившиеся крестьяне из села Устье Елатомского уезда Рязанского наместничества, возглавляемые Хрисанфом (Кирсаном) Алексеевичем Зубахиным, располагаются рядом с мордовским поселением Пурсованье и осваивают здешние места. В это же время в 7-ми верстах к юго-западу за большим заповедным лесом у реки Калаис (что по-мордовски значит «рыбная») несколько русских служилых людей основали небольшое сельцо, названное по одноименной реке. В сельце Калаис была поставлена часовенка во имя святителя Николая, покровителя всех путешествующих, а в июне 1706 г. пришел в село жить и мирские требы управлять поп Иван. Это событие нашло отражение в епархиальных окладных книгах и стало первым письменным свидетельством основания Калаиса. От этой даты мы ведем отсчет его истории и отмечаем в этом году его 300-летие.

Удивительно, но отсчет истории Кирсанова, выросшего из мордовского Пурсованья, мы ведем на 73 года позже, а именно, когда Екатерина II своим указом даровала селу Кирсаново статус города. Хотя поселение это, как мордовское, надо думать, значительно древнее и также имеет письменное упоминание, относящееся ко времени Петра I, когда в ландратских книгах Тамбовского уезда за 1714 и за 1717 гг. говорится о семье проживающего здесь «Кирсана Алексеева сына Зубахина».

Нам неведомо как прошел XVIII век для Кирсанова и для села Калаис. Знаем только, что калаисские крестьяне были не помещичьими, а государственными. И жили по тем временам не бедно, так как в 1811 году построили деревянную церковь с колокольней и богадельней. Место для села было весьма благодатным. Красиво распланированное, оно будто раскинулось на полуострове: с одной стороны, течет река Калаис, а с другой – р. Ворона. Оба берега Вороны покрыты лесом, а по обе стороны Калаиса тянулись прекрасные заливные луга. Река Калаис хоть и незначительна, но для крестьян представляла большую пользу: к концу XIX века на всем ее протяжении у села, в некотором расстоянии друг от друга были поставлены шесть водяных мукомольных мельниц, дающих ежегодного дохода до 900 рублей. Кроме того, река Калаис орошала все прилежащие луга отчего родились ежегодные изобильные сенокосы. Немалую пользу крестьянам приносила и р. Ворона. Она разливалась по всей калаисской лесной даче в 600 десятин и способствовала росту лесов и ягоды. Также р. Ворона наполняла водой калаисские озера, в которых, как и в самой Вороне, жители ловили рыбу.

Основными занятиями селян были хлебопашество и торговля. В зимнее время, когда не было полевой работы, почти все торговали хлебом, который закупали в Инжавино и продавали в Кирсанове. Другие промышляли мясом, рыбой, сеном и дровами, а некоторые отправлялись в извоз недели на четыре и более. С постройкой железной дороги, молодые ребята из Калаиса стали работать почти по всей Тамбово-Саратовской ветке. Их знание дела, ловкость и расторопность, а также общее трудолюбие калаисцев были известны всем дорожным мастерам от Тамбова до Саратова; и не раз их специально приезжали нанимать из-за Волги по 50 и более человек, и платили хорошее жалованье. Ежегодно из села Калаис в разные места на заработки уезжало по несколько сот человек, а село не пустело и редко можно было в нем увидеть праздно живущего.

Но не будем слишком идеализировать прошлое. Калаис, конечно же, только внешне выглядел райским уголком. Были здесь свои безграмотные и бездействующие сельские начальники, были крестьяне, известные под именем «мироедов», которые каждый праздник по окончании обедни собирались в сельскую расправу и ради выпивки делали какую-либо общественную продажу, а при продаже пропивали общественных (скажем понятнее, бюджетных) денег на 40 или 60 рублей, что по тем временам было немаленькой суммой. Некоторые крестьяне открыто называли административное учреждение не расправой, а «винной лавкой», около которой, к тому же, находился общественный сад, где сельские начальники вместе со «своими люди» довольствовались приятным сном под тенистыми деревьями. Редкий праздник проходил без вина. В течение года местная администрация со своими «мироедами» пропьет бывало до 2000 рублей общественных денег, да столько же и своих приложат.

Не обходилось, конечно, и без коррупции. При бездействии сельских начальников, мельничные оброки (налоги по нынешнему) не взыскивались и даже по просьбе арендаторов («за магарыч»), совсем снималось оброков до 200 руб. и более. Так, в январе 1887 года, один содержатель калаисской общественной мельницы, обязанный платить за мельницу оброка 300 руб., явился на сельский сход и купил для всех бывших на сходе 8 ведер вина, обещая поставить еще 8. За такое его «добродушие», бывшие на сходе простили ему оброк в 300 руб., в чем и составили приговор, не справляясь о том, был ли сход полный или нет. Таких случаев в калаисском обществе было не перечесть. И это несмотря на то, что за самими крестьянами числилась большая недоимка, которая до того возросла, что у некоторых всего имущества не доставало на ее покрытие. Иными словами, с кого нечего было взять – брали, а у кого всего было вдоволь – с того списывали. Впрочем, здесь и историю нечего изучать. Главное – не забыть.

Из-за нерадения и слабого правления сельского и волостного начальства в Калаисе была закрыта и сельская школа. В сельском обществе исчезла даже мысль об образовании и старики приняли привычку отговариваться: «Наши деды не знали этой беды, да ведь жили и хлеб ели». На выпивку денег было не жалко, а на образование… дескать, обойдемся и без него. К счастью, благодаря попечению и заботам правительства, в Калаисе открылась-таки церковно-приходская школа. Еще в 1871 году прихожанами была поставлена двухпрестольная церковь. Главный престольный праздник праздновали на Покров Божией Матери. При церкви и была создана школа, где церковные служители стали первыми учителями. Школа была бесплатная и желающих в ней учиться нашлось предостаточно. Учились в школе не только мальчики, но и девочки. Прихожане, как ни были чужды образованию, однако были довольны. Общество дало помещение для школы и снабдило ее надлежащими книгами. Число учащихся в первый год обучения достигло 100 человек. А спустя два года некоторые ученики выучились читать по слогам и почти все успевали выучить наизусть молитвы, вывешенные на картоне в помещении школы.

Так и жило село своими заботами и радостями, пока не пришла революция, а за ней и гражданская война. Кирсановский уезд был охвачен крестьянским движением и село Калаис не могло оставаться безучастным в этой бушующей стихии. Не раз в селе сменялась власть: давала о себе знать близость города и железнодорожной ветки. Так, в ночь с 15 на 16 апреля 1921 года около 5 тысяч повстанцев ворвались на Соборную площадь Кирсанова со стороны Калаиса через Шиновку с криками: «Даешь Кирсанов!», а уже к утру отступающая конница повстанцев вязла и тонула в болоте-луге между железнодорожным полотном и дорогой на Калаис. Спустя годы, проезжающие в вагонах поездов местного сообщения пассажиры, указывая на это болото около Кирсанова будут говорить о том, как потонула здесь антоновская армия, шедшая от Калаиса на город, да так и не возвратившаяся назад.

Но жизнь не стоит на месте. Сменялись «мироеды» «комбедами», обирались до нитки крестьянские хозяйства и вновь наживали свое скудное богатство. Главное – не теряли калаисцы своей смекалки. В 1936 году, когда местный колхоз «Верный путь» строил слесарную и столярную мастерские, кузницу и коровник, решили вдруг калаисцы удешевить строительство и в качестве строительного материала использовать саманный кирпич (кирпич из илистой глины, большего размера, чем обыкновенный и не обжигаемый). Тут же на берегу реки Калаис развернулась работа. Илистая глина хорошо промешивается, формуется в кирпичи и просушивается. За один сезон колхоз планировал выработать около 100 тысяч штук кирпича. Свой опыт передавали другим колхозам. Но построенного на песке не сохранишь, да и климат у нас другой. Правда, для колхоза все сгодилось и по русской пословице: «На безрыбье и рак – рыба», – выросли в Калаисе на какое-то время саманные хозяйственные постройки.

Время идет. Саманных построек сегодня в Калаисе, пожалуй, и не встретишь. Отголоски войны застыли в центре села обелиском. А реки, по-прежнему, несут свои воды и каждую весну разливаются во всю калаисскую ширь. Жители, как и прежде, частью трудятся в селе, а частью уезжают. И сегодня нам необходимо помнить, что начало этому ходу жизни, продолжающемуся вот уже 300 лет, дали простые безвестные служилые русские люди – Афанасий Щекочихин, Иван и Дмитрий Востриковы, Ларион Уколов, Наум Федоров, Дементий Чернов и многие другие, что выбрали это дивное место для жительства, построили часовенку и, как полагается, пригласили священника Ивана. Потому как известно на Руси, что «без Бога, не до порога»…

Источники, использованные в статье:

1. Адрес-календарь. – Тамбов, 1914.
http://www.grad-kirsanov.ru/source/zip/adress-kalend.zip.

2. «Антонов огонь». Апогей // Кирсановская газета, № 196, 20 декабря 2002 г. http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=bighistory.glava8c.

3. Выработка саманного кирпича // Кирсановская коммуна, № 86, 19 июля 1936 г. http://www.grad-kirsanov.ru/kommuna.php?id=1936.06-07.

4. Кузнецов В.Т. Мой город. К 200-летию Кирсанова // Ленинец, № 71, 1979 г.
http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=st011.

5. Левин О. Религиозная жизнь Кирсановского уезда. 1800-1917 гг. Дипломная работа. – Тамбов, 1998. Машинопись.

Приложение. Таблица № 1. Церкви Кирсановского округа. 1836-1839 гг. http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=tabl1.

Таблица № 3. Церкви Кирсановского уезда. 1911 г. http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=tabl3.

6. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж, 1988. http://www.grad-kirsanov.ru/kraj.php?id=murav.

7. Село Калаис // Тамбовские губернские ведомости, № 24, 10 марта 1887 г.
http://www.kraeved.ru.

8. Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 222

Практически все источники лежат в свободном доступе в Интернете. Один источник – Тамбовские губернские ведомости – был заказан в службе электронной доставки документов Российской Национальной Библиотеки по Интернету. И только, увы и ах, «Тамбовская энциклопедия» в сети до сих пор недоступна. Пришлось пользоваться авторским экземпляром.

Комментарии

  1. 06.10.2008 21:45 — Ирина Шиповских

    Ростислав, спасибо большое за статью. Село Калаис - историческая родина моего отца, который родился в селе Кирсановка Оренбургской области. В этом году нам попали в руки книги оренбургского краеведа М. В. Седых, из которых мы узнали, что село Кирсановка было основано в начале 19 в. выходцами из села Калаис Кирсановского уезда Тамбовской области. Очень приятно и интересно было прочесть Вашу публикацию о селе. Нет ли у Вас случайно сведений о людях с фамилией Шиповских или Шаповской в Кирсановском уезде?

  2. 23.11.2008 21:31 — Таня

    Здравствуйте,Ирина. Я знаю людей из Калаиса с фамилией Шиповских.Если интересно-спрашивайте по электронной почте thecookie на mail.ru

  3. 07.10.2008 20:46 — kraeved

    Спасибо. А что за сведения нужны?

  4. Добавить комментарий

    Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.